Внимание и чай

Несмотря на “правильность” подхода и отношению к чаю, заключающуюся среди прочего в отказе от мистифакции и эзотеричности чайного действа, часто мы размышляем о чае и его месте в жизни человека со слегка философичным налетом без претензии на истинность и объективность. Поэтому один из наших старых текстов на тему внимательности по отношению к чаю мы решили все-таки разместить на блоге.

Сущность чайной церемонии заключена не в ритуале, не в способе, не в методе или навыке раскрытия чайного листа.

Сущность чайной церемонии заключается в состоянии и внутреннем внимании человека, приготовляющего чайный настой. Действительно, можно досконально знать все мелочи, составляющие предмет заваривания листа чая, владеть информацией о способе изготовления чая, его природных свойствах, химических веществах и их поведении при взаимодействии с водой, обладать полнейшим знанием чайного дела. Однако, подобное знание никоим образом не гарантирует и не определяет вкуса, аромата и качества полученного настоя при приготовлении напитка.

Каково же необходимо внутреннее состоянее человека, приготовляющего чай? Основа его – тишина. Разум и сердце человека должны быть пусты. В данном понимании приготовление чая становится сродни медитации, что заполняет процессом созерцания над собственными измененими, вызванные чаем, описанную пустоту.

Приготовлять чай – просто. Чашка, чайный лист, кипяток – слагаемые и правила понятны и очевидны.

Приготовлять чай вкусно, уметь раскрыть его изысканный вкус и изящный аромат полно и до конца, равно как и понимать его – не просто. Выращенный у подножий туманных утесов или впитавший обильные росы предгорий, обдуваемый южными ветрами или выросший в диких буйствах жарких лесов, любой чай требует особого подхода, залог успеха которого есть внимательность, чуткость и уважение.

Любому известно, что зимой мы пьём чаи сильной ферментации: мудрые шу пуэры, изысканные уишаньские улуны или огненные красные чаи, чтобы согреть свое тело и дух, восполняя недостаток ян и огня (выражаясь терминами древнекитайской натурфилософии), диктуемый сезоном. Летом же нам более близки иньские водные чаи, вроде белых и зеленых, освежающие и питающие в зной. Это то, что диктует нам природа, внешние обстоятельства, в которых мы живем. Но помимо внешних факторов неизменно существуют и внутренние факторы, движущие нашим выбором чая: состояние организма, его внутренних органов, недостаток или избыток тепла, холода в них; состояние духа и внутренних устремлений; состояние сердца, эмоций, настроения. Зачастую выбор того или иного чая неосознанно диктуется нашим желанием использовать чай как инструмент для восстановления баланса между внутренним и внешним, между органами и системами, между эмоциями и мыслями.

Поэтому внимательное и осознанное отношение к чаю, к процессу его выбора, употребления позволяет человеку корректировать свои состояния, приводя себя к равновесию и балансу, понимать внутренние мотивы своего поведения и, как следствие, влиять на них.

Разумеется, чай не является неким уникальным инструментом подобного рода. Это всего лишь один из множества помощников во внимательном и осознанном отношении к жизни, волею судеб избранный нами.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.