Эстетика чая. Удовольствие.

Представьте, как вы ставите чайник на огонь. Сейчас будем заваривать чай.

Чайная утварь вымыта, подготовлена и расставлена. 94 градуса показывает термометр. 7 грамм чая демонстрируют весы. 15 секунд отмерил таймер на первое заваривание. Все под контролем. Полным контролем.

«Можешь не волноваться. Все выходит из-под контроля самым лучшим образом,» — сообщал нам Дуглас Адамс в одном из своих прекрасных сочинений. А уж в сути контроля вещей британцы знают толк.

Завариваем чай, наливаем в пиалу, пробуем и… удивление. Постой-те, но тот же самый чай, продегустированный в магазине перед покупкой был намного ароматнее и вкуснее. Неужели пока я отвернулся мне подсунули подделку из-под прилавка?

Поднимите руки те, кого хоть единожды посещали подобные мысли. Подняли? Не стесняемся. Всё, можно опускать. И я опущу вместе с вами.

И после этой физической разминки давайте отдохнем и устроимся поудобнее, ведь сегодня я хочу поговорить об эстетике. О том, как чай позволяет нам переживать то, что пережить в обычное время мы неспособны.

Хотя пять секунд назад я слукавил. Говорить мы будем как раз об обратном. О том как порой чай не дает нам пережить необычное.

Каждый из нас учился заваривать чай. Завязывать шнурки, свистеть и плавать кролем. Кажется, что это было давно и совсем уже позади. Все эти занятия прочно сидят в подкорке мозга, отточены до мелочей и тривиальны. На чае мы давно съели собаку, и градусник для воды больше не нужен. Вес мы умеем прикинуть на глаз, да и секунды заваривания тикают в голове на автопилоте с точностью Breguet.

Но несмотря на это порой чай заваривается посредственно, хоть ты тресни. Казалось бы, все пропорции и правила соблюдены. Казалось бы, я не новичок в этом несложном деле. Казалось бы, результат просто обязан быть предсказуемым. Но заваренный настой восторга, да и одобрения не вызывает. Почему так случается?

Мы любим находить закономерности и относиться к жизни философски. Поэтому для того чтобы понять, что не так в области чая, поставим вопрос шире. Почему иногда мы делаем вещи хорошо, а иногда плохо? И поймем, как делать всегда хорошо. Или хотя бы почаще.

Как-то раз я крепко задумался над простым вопросом. Почему многие люди делают свою работу неэффективно? Что мешает им выполнять обязанности по совести? При каких обстоятельствах мы стараемся лучше всего?

Ответ пришел не сразу. Но он показался настолько простым и убедительным, что я посчитал его за истину.

Вот, послушайте мою идею: мы стараемся изо всех сил и делаем что-то поистине потрясающе, когда получаем удовольствие от этого.

Представьте, что вы кушаете спустя рукава. Или сачкуете во время секса. Или спите, прилагая недостаточно сил. Получается? Всё, от чего мы получаем удовольствие, мы делаем максимально хорошо, демонстрируя свои лучшие навыки и возможности.

Как же перенести это в чай?

Разумеется, заваривать его, получая удовольствие.

Я могу показаться циничным и эгоистичным, но самый вкусный чай мы все-таки приготовим, пытаясь получить удовольствие от процесса.

Плавно закрутить чайный лист в водовороте кипятка. Протащиться от того, как вода перетекает из чайника в чашку. От того, как ровно, или эффектно, или очень функционально расставлены предметы на чайном столе. От того, с каким восхищением или радостью смотрят на вас ваши чайные гости.

Попробуйте. Я уверен, что у вас получится.

Когда же мы не пытаемся получить удовольствия, когда мы слепо следуем правилам, контролируя всё и вся, мы не можем достичь превосходного результата. Как бы мы ни старались.

Именно так пловцы, которые следят за движениями своих суставов , не могут быть чемпионами. Именно так певцы, беспрестанно контролирующие высоту тона или артикуляцию, не становятся известными или гениальными. Именно так, мы завариваем посредственный чай.

Что ж, самое время проверить мою идею и заварить чай с удовольствием. Вдруг я совершенно не прав?

Оставить комменатрий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.