Часто среди принадлежностей для проведения чайной церемонии в китайской традиции можно обнаружить предмет под названием “ян ху би”, что принято переводить на русский языкак как “кисточка для ухода за чайником”. Эта необычная вещь всегда порождает массу вопросов. Ну что ж, поделимся той информацией, что владеем.
Как следует из названия, ян ху би используется для ухаживания за чайником из исинской глины. Действительно, раз исинские чайники запрещено мыть водопроводной водой, щеткой и чистящими средствами (благодаря мелкодисперсной структуре глины частицы хлорки, грязи, ржавчины, чистящих средств способны задерживаться в стенках чайника, приводя его в негодное состояние), то для поддержания чистоты и приятственного внешнего вида необходимо использовать иной способ и инструмент. Ради этого и была придумана ян ху би.
Разумеется, вы не раз замечали, что при наливании воды в чайник и, как неожиданно, выливании чая из него всенепременно возникают капли чая и подтеки, довольно явственно оставляющие следы на теле любимого исинца. Дабы предотвратить подобное хулиганство, все подтеки и разглаживаются по чайнику с помощью кисти. Принято говорить, что данное действие следует выполнять исключительно в янском направлении – по часовой стрелке. Мы не беремся судить о качестве чая или внешнем виде чайника, полированного в иньском направлении. Это всего лишь традиция.
Использование кисти для ухода за чайником позволяет добиться прекрасного и аккуратного внешнего вида чайника: со временем на чайнике образуется чайная патина и особый маслянисто-матовый блеск, так ценимый в наработанных чайниках.
Помимо этого мы не раз были свидетелями того, как в Китае зачастую кисточка использовалась при заваривании чая на чабани, представляющей собой монолит без поддона – будь то камень или дерево. При некорректной установке подобных чабаней на поверхности стола, когда не выполнен необходимый уровень наклона, позволяющий воде резво уходить в сливное отверстие, вода застаивается и образует лужи, заводи и целые болотца. В таких случаях, изображая осеннего дворника с метлой, разгоняющего лужу перед детским садиком, человек, заваривающий чай, элегантно и с достоинством подгребает остатки воды к сливу как раз кисточкой.
Нельзя не упомянуть и про иной смысловой пласт, которого мы не любим касаться в наших повествованиях. Речь идет о сакральной стороне процесса использования ян ху би. Существует мнение, что поглаживая чайник кистью, мы уделяем ему внимание, заботу и уважение, а это в свою очередь приводит к улучшению взаимопонимания с предметом. Было бы неуместным комментировать подобные высказывания: в вопросах эзотерического, сакрального отношения к чаю не может быть единственной истины. Каждый играет в свою игру, которую сам и выбирает. Справедливости ради, стоит отметить, что на практике внимательное отношение к процессу заварвания чая, даже приобретенное через сакральность, значительным образом способствует как качеству заваривания чайного настоя, так и пониманию в потреблении оного.