В своем изучении чайной темы мы, разумеется, не могли не столкнуться с феноменом чайного действа, которое известно в Китае под названием Ча Дао (茶道), а в России принято называть чайной церемонией. Эта тема, казалось, уже была достаточно понятна нам, и не было больших секретов ней или чего бы то ни было нового. Однако после встречи и общения с исследователем чайной традиции профессором Ли Боюнем открылись новые грани чайной культуры Китая.
Ли Боюнь с молодых лет исследует чай и является штатным экспертом по чайной культуре сразу в нескольких ВУЗах Китая, в том числе в Сямэньском Государственном Институте, где я и учился. Учитель Ли обучил уже несколько сотен первоклассных ведущих чайного действа, которые подают чай на мероприятиях высочайшего уровня в Китае. Является автором нескольких книг и целого ряда статей о чае. Его регулярно приглашают с лекциями на разные чайные мероприятия в Китае. Вот некоторые из его официальных регалий:
- Эксперт корейского центра исследования китайской чайной культуры
- Почетный эксперт Международной ассоциации культуры чая
- Почетный эксперт Общества изучения чая (провинция Шаньси)
- Почетный эксперт Общества изучения чая Сямэньского государственного университета
Во время весенней чайной экспедиции мы побывали в уезде Аньси, родину чая те гуаньинь, и учитель Ли учтиво согласился сопровождать нас, чтобы рассказать о фуцзяньских улунах и Ча И. Когда мы были уже в горах, то вечером в гостиной наших радушных хозяев и на следующий день мы отсняли отличное интервью, в ходе которого учитель Ли ответил на наши вопросы. Пригласили операторов наши поставщики, которые хотели использовать этот материал в рекламных целях. Фрагменты видео мы выложим позже, сейчас готовим перевод и монтаж. А пока хочется в письменном виде изложить то, что нам поведал Ли Боюнь о Ча И.
На протяжении истории Китая метод заваривания чая постоянно изменялся. При династии Тан его варили (煮茶), во времена Сун использовали метод Цзянь Ча (煎茶), когда чай растирали в порошок Мо Ча (抹茶) – в таком виде его потребляют до сих пор в Японии, и только при династии Мин чай стали заваривать проливами (泡茶). Позже в новой истории в Китая наступили «100 лет унижения», он прошел гражданскую войну и войну с Японией. В таких условиях культура Китая, в том числе и чайная, пришли в упадок. Сейчас же, когда в Китае возвратили к жизни культуру потребления чая и чайных церемоний, то ее стали в массе своей называть как и раньше – Ча Дао.
Но ведь в Японии ее тоже называют Ча Дао, а она сильно отличается от современной китайской (хотя и родом из Китая) и не только внешним, но внутренним наполнением. И поэтому исследователями чайной традиции на Тайване, где, в целом, китайская культура потерпела наименьший урон, было принято решение называть китайскую чайную церемонию Ча И. Это не просто другое название, это отличное понимание принципов чайного действия, как новый виток его развития, хотя в то же время это и возвращение к истокам.
Собственно ключ к его пониманию в названии: «Искусство Чая». В широком смысле, понятие Ча И включает в себя все, начиная от искусства его выращивания до заваривания. В узком же смысле это церемониальное употребление чая или чайное представление. Если в широком смысле понятия Ча И и Ча Дао идентичны, то в плане наполнения чайного действия есть серьезные отличия. В Ча И, как и в любом искусстве, нужно избегать наигранности и стремиться к естественности. В изначальном Ча Дао так и было, но посмотрите, что это сейчас: большое количество лишних, нарочитых движений и отражающее всю серьезность происходящего лицо чайного мастера.
Все внимание тратится на наблюдение за танцем, и его не остается на непосредственное наслаждение чаем. Хотя много говорится о сохранении «чайного состояния», но форма разрушает все. Поэтому этому подходу и было дано новое название. В Ча И все пропитано эстетизмом без нарочитости, это эстетическое наслаждение чаем. Мы получаем наслаждение от вкуса и от процесса употребления чая. Такой подход нам очень и очень близок. В Ча И сохраняется эстетика и красота чайного действа, но при этом нет места вычурности. Отсеивая лишнее в действии, мы концентрируемся на главном.
Те, кому доводилось видеть традиционную (на самом деле, просто позаимствованную обратно из Японии) церемонию в том исполнении, которое популярно в Китае, поймут о чем речь. Разумеется, Ча И – это не полный отказ от ритуала, а лишь контроль его в разумных пределах и подчинение здравому смыслу.
Можно много еще писать об этом, но чтобы понять лучше один раз увидеть. На грядущих мероприятиях мы планируем попробовать продемонстрировать именно такой подход к чайному действу. В ноябре нашему проекту исполняется 2 года, и на праздновании нашего Дня Рождения мы, в числе прочих мероприятий, планируем презентовать этот новый подход. Постараемся передать насколько возможно близко к оригиналу эту интересную мысль насчет чайного действа. Приходите к нам!